Часть 1.
Евангелие от Интернета.
Однажды, много лет назад,
я разговорилась со знакомым программистом и среди прочих реплик помню
его фразу о том, что изобретена некая гениальная штука, благодаря
которой все знания человечества станут доступны любому субъекту, – Всемирная информационная сеть.
– Это восхитительно, – вежливо отозвалась я, всегда скучнеющая на слове «человечество» и ненавидящая слово «индивидуум».
– Представьте, – продолжал он, – что для диссертации о производстве
глиняной посуды у этрусков, например, уже не нужно копаться в архивах, а
достаточно набрать определенный код, и на экране вашего компьютера
появится все, что требуется для работы.
– А вот это – прекрасно! – воскликнула я.
Он между тем продолжал:
– Перед человечеством открываются неслыханные возможности – в науке, в искусстве, в политике.
Каждый сможет донести свое слово до сведения миллионов. В то же время
любой человек, – добавил он, – станет гораздо более доступен спецслужбам
и не защищен от разного рода злоумышленников, особенно когда возникнут
сотни тысяч интернет-сообществ.
– Но это ужасно… – задумалась я.
Прошло много лет, а я отлично помню этот разговор. И сегодня, сменив добрый десяток компьютеров, переписываясь – под аккомпанемент клавиатуры – с сотнями корреспондентов, прогоняя очередной запрос из Гугла в Яндекс и мысленно благословляя великое изобретение, я так и не могу однозначно ответить себе: Интернет – «прекрасно» это или «ужасно»?
Томас Манн писал: «…Где ты, там и мир – узкий круг, в котором живешь, познаешь и действуешь; остальное – туман…»
Интернет – во благо или во зло – рассеял туман,
врубив свои беспощадные прожектора, пронизывающие режущим светом до
мельчайшей песчинки страны и континенты, а заодно и хрупкую человеческую
душу.
И что, кстати, стряслось за последние лет двадцать с этой пресловутой
душой, перед которой открылись ослепительные возможности для
самовыражения?
Интернет для меня третий перелом в истории человеческой культуры – после появления языка и изобретения книги.
В Древней Греции оратора, выступавшего на площади в Афинах, слышали не
более двадцати тысяч человек. Это был звуковой предел общения: география
языка – это племя. Потом пришла книга, которая расширила круг общения
до географии страны. С изобретением Всемирной сети возник новый этап
существования человека в пространстве: география Интернета – земной шар!
(Д. Рубина, 319 слов)
1 Однажды много лет назад я разговорилась… (без запятых, выделяющих обстоятельство времени много лет назад – в зависимости от интонации).
2 Не рекомендуется: …что
изобретена некая гениальная штука, благодаря которой все знания
человечества станут доступны любому субъекту, Всемирная информационная
сеть.
3 всемирная информационная сеть
– В данном контексте возможно написание со строчной буквы, так как
данная точка зрения была высказана давно, еще до создания того явления,
которое впоследствии получило именование Всемирная информационная сеть.
Совпадают имя собственное и свободное сочетание. Неизвестно, предрекает
(предвидит) ли говорящий появление именного этого явления с таким
названием или просто рассуждает о появлении подобного явления, поэтому
принимаются оба варианта написания – с прописной и со строчной букв.
4 Прямую речь желательно в данном
случае оформить при помощи тире, предпочтительным в диалоге, при обмене
репликами. Использование кавычек не является ошибкой.
5 «Это восхитительно, – вежливо отозвалась я, всегда скучнеющая на слове "человечество” и ненавидящая слово "индивидуум”».
6 Допустима постановка тире: ...уже не нужно копаться в архивах, а достаточно набрать определенный код – и на экране вашего компьютера появится все, что требуется для работы. Не рекомендуется (но и не считается ошибочной) постановка запятой и тире как единого знака: ...уже не нужно копаться в архивах, а достаточно набрать определенный код, – и на экране вашего компьютера появится все, что требуется для работы.
7 Допустимо без тире: А вот это прекрасно!
8 Не рекомендуется: Он, между тем, продолжал...
9 Допустимо без тире: Перед человечеством открываются неслыханные возможности в науке, в искусстве, в политике.
10 Можно как насильственный принять вариант с тире: Но это – ужасно…
11 Но это ужасно, – задумалась я.
12 Допустимо с тире: Прошло много лет – а я отлично помню этот разговор; Прошло много лет, – а я отлично помню этот разговор.
13 И сегодня, сменив добрый
десяток компьютеров, переписываясь под аккомпанемент клавиатуры с
сотнями корреспондентов...; И сегодня, сменив добрый десяток
компьютеров, переписываясь (под аккомпанемент клавиатуры) с сотнями
корреспондентов...
14 из Гугла, из GOOGLE’a, Google’a
15 в Яндекс, в YANDEX, в Yandex
16 Где ты, там и мир – узкий круг, в котором живешь, познаешь и действуешь, остальное – туман.
17 Интернет (во благо или во зло) рассеял туман...; Интернет, во благо или во зло, рассеял туман...
18 Допустимо: а заодно – и хрупкую человеческую душу; не рекомендуется, но не запрещено: а заодно и – хрупкую человеческую душу.
19 Интернет для меня третий перелом в истории человеческой культуры после появления языка и изобретения книги.
Часть 2.
Опасности райских кущей.
Интернет для меня третий перелом в истории человеческой культуры – после появления языка и изобретения книги.
В Древней Греции оратора, выступавшего на площади в Афинах, слышали не
более двадцати тысяч человек. Это был звуковой предел общения: география
языка – это племя. Потом пришла книга, которая расширила круг общения
до географии страны.
И вот появилась головокружительная, беспрецедентная
возможность мгновенного донесения слова до бесчисленного множества
людей. Очередная смена пространств: география Интернета – земной шар. И
это очередная революция, а революция всегда быстро ломает, только строит
она медленно.
Со временем возникнет новая иерархия человечества, новая гуманная цивилизация. А пока… пока в Интернете доминирует «оборотная сторона» этого грандиозного открытия-прорыва – его разрушительная сила. Неслучайно Всемирная сеть становится орудием в руках террористов, хакеров и фанатиков всех мастей.
Самый наглядный факт современности: Интернет, который немыслимо
расширил возможности простого человека для высказывания и действия,
лежит в основе нынешнего «восстания масс». Это явление, возникшее еще в
первой половине двадцатого века, вызванное вульгаризацией культуры –
материальной и духовной, породило и коммунизм, и нацизм.
Сегодня он обращен к «массовому» в любом человеке, питается от него и
удовлетворяет его во всех отношениях – от языкового до политического и
потребительского, ибо невероятно приблизил к народу желанные «хлеб и зрелища», включая самые низкие. Этот наперсник, проповедник и исповедник толп превращает в «шум» все, к чему прикасается, чему дает жизнь,
плодит пошлость, невежество и агрессию, давая им неслыханный,
завораживающий выход не просто наружу, а на весь мир. Опаснее всего, что
это игривое и очень смышленое «дитя» новой цивилизации уничтожает критерии – духовные, нравственные и поведенческие коды существования человеческого общества. Что поделать, в интернет-пространстве все равны в самом площадном смысле этого слова.
И я думаю: не слишком ли высокую цену мы платим за прекрасную
возможность поговорить с далеким другом, прочесть редкую книгу, увидеть
гениальную картину и услышать великую оперу? Не чересчур ли рано сделано
это грандиозное открытие? Иными словами, доросло ли человечество до
самого себя?
(Д. Рубина, 303 слова)
1 Интернет для меня третий перелом в истории человеческой культуры после появления языка и изобретения книги.
2 И вот появилась головокружительная беспрецедентная возможность мгновенного донесения слова до бесчисленного множества людей
3 И это – очередная революция, а
революция всегда быстро ломает, только строит она медленно; И это
очередная революция, а революция всегда быстро ломает – только строит
она медленно; И это очередная революция – а революция всегда быстро
ломает, только строит она медленно; И это – очередная революция, а
революция всегда быстро ломает, только строит она медленно; И это –
очередная революция, а революция всегда быстро ломает – только строит
она медленно; И это очередная революция – а революция всегда быстро
ломает, только строит она медленно. И это очередная революция, а
революция всегда быстро ломает, – только строит она медленно; И это
очередная революция, – а революция всегда быстро ломает, только строит
она медленно.
4 Со временем возникнет новая иерархия человечества – новая гуманная цивилизация.
5 «оборотная сторона» – постановка кавычек факультативна. При чтении можно предупредить, что у автора они есть.
6 …грандиозного открытия-прорыва, его разрушительная сила.
7 Не случайно
8 Это явление, возникшее еще в
первой половине двадцатого века, вызванное вульгаризацией культуры,
материальной и духовной, породило и коммунизм, и нацизм; Это явление,
возникшее еще в первой половине двадцатого века, вызванное
вульгаризацией культуры – материальной и духовной, – породило и
коммунизм, и нацизм.
9 …питается от него и
удовлетворяет его во всех отношениях, от языкового до политического и
потребительского; питается от него и удовлетворяет его во всех
отношениях: от языкового до политического и потребительского; не
рекомендуется: …питается от него и удовлетворяет его во всех отношениях
от языкового до политического и потребительского…
10 …приблизил к народу желанные «хлеб и зрелища» включая самые низкие.
11 «шум» – постановка кавычек факультативна.
12 Этот наперсник, проповедник и
исповедник толп превращает в «шум» все, к чему прикасается, чему дает
жизнь; плодит пошлость, невежество и агрессию...
13 дитя – без кавычек.
14 это игривое и очень смышленое
«дитя» новой цивилизации уничтожает критерии: духовные, нравственные и
поведенческие коды существования человеческого общества.
15 Что поделать: в
интернет-пространстве все равны в самом площадном смысле этого слова;
Что поделать, в интернет-пространстве все равны – в самом площадном
смысле этого слова; Что поделать: в интернет-пространстве все равны – в
самом площадном смысле этого слова. Часть 3.
Зло во благо или благо во зло?
Вопросы, относящиеся к могущественному Интернету, вполне можно
назвать экзистенциальными, как и вопрос о том, что мы делаем в этом
мире.
Нет такого прибора, который мог бы определить явную пользу и столь же
явное зло, что приносят нам все великие изобретения, как нет и
возможности отделить одно от другого.
– Я бы не спешил слишком остро критиковать Интернет за все грехи
человечества, – возразил мой друг, известный физик, давно живущий в
Париже (кстати, мы познакомились с ним через Интернет). – С моей точки
зрения, это замечательная вещь хотя бы потому, что талантливые и умные
люди получили возможность общаться, объединяясь и тем самым способствуя
великим открытиям новейшего времени. Подумайте, например, о полярниках в
Антарктиде: разве интернет-коммуникация для них не великое благо? А плебс так и останется плебсом, с Интернетом или без.
В свое время монстры покроя Гитлера или Муссолини, при наличии лишь
радио и прессы, ухитрялись убийственно воздействовать на массы. Да и
книга всегда была весьма сильным орудием: на бумаге можно печатать
поэзию Шекспира и прозу Чехова, а можно пособия по терроризму и призывы к
погромам – бумага стерпит все, как и Интернет. Это изобретение само по себе не относится к категориям добра или зла, так же как
огонь, динамит, алкоголь, нитраты или ядерная энергия. Все зависит от
того, кто им пользуется. Это настолько очевидно, что даже скучно
обсуждать. Напишите лучше о том, – добавил профессор, – как трудно в наш
век стать взрослым, как целые поколения обречены на вечную и
необратимую незрелость…
– То есть все-таки о Всемирной паутине? – упрямо уточнила я. – Как
раз там я прочитала на днях: «Лучшее, что дала мне жизнь, – это детство
без Интернета».
Так чтó мы, собственно говоря, делаем в этом мире, думаю я, проникая
все глубже в его тайны, стараясь докопаться до самого сокровенного
родника, чья кристальная сила утолит нашу жажду бессмертия? И существует
ли он, этот родник, или каждое следующее поколение, снявшее очередной
покров с великой тайны, способно лишь замутить чистые воды бытия,
подаренного нам непознаваемым гением Вселенной?
(Д. Рубина, 317 слов)
1 Далее начинается прямая речь,
которую можно оформить либо в кавычках, либо при помощи абзацного
выделения. Предпочтительным в данном случае является выделение при
помощи абзаца и тире, так как далее следует ответная реплика.
2 Подумайте, например, о полярниках в Антарктиде – разве интернет-коммуникация для них не великое благо?
3 А плебс так и останется плебсом – с Интернетом или без; А плебс так и останется плебсом с Интернетом или без.
4 Да и книга всегда была весьма
сильным орудием – на бумаге можно печатать поэзию Шекспира и прозу
Чехова, а можно пособия по терроризму и призывы к погромам: бумага
стерпит все, как и Интернет; Да и книга всегда была весьма сильным
орудием: на бумаге можно печатать поэзию Шекспира и прозу Чехова, а
можно – пособия по терроризму и призывы к погромам (бумага стерпит все,
как и Интернет).
5 …к категориям Добра или Зла…
6 Это изобретение само по себе не
относится к категориям добра или зла – так же, как огонь, динамит,
алкоголь, нитраты или ядерная энергия; Это изобретение само по себе не
относится к категориям добра или зла, так же, как огонь, динамит,
алкоголь, нитраты или ядерная энергия.
|