Пятница, 03.05.2024, 05:21
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя русского языка и литературы

Каталог файлов

Главная » Файлы » Русский язык

Тексты "Тотального диктанта 2013" ( Автор - Дина Рубина)
07.04.2013, 14:05

Часть 1.

Евангелие от Интернета.

Однажды, много лет назад,1 я разговорилась со знакомым программистом и среди прочих реплик помню его фразу о том, что изобретена некая гениальная штука, благодаря которой все знания человечества станут доступны любому субъекту,2 – Всемирная информационная сеть3.

4 Это восхитительно, – вежливо отозвалась я, всегда скучнеющая на слове «человечество» и ненавидящая слово «индивидуум»5.

– Представьте, – продолжал он, – что для диссертации о производстве глиняной посуды у этрусков, например, уже не нужно копаться в архивах, а достаточно набрать определенный код, и на экране вашего компьютера появится все, что требуется для работы6.

– А вот это – прекрасно!7 – воскликнула я.

Он между тем продолжал8:

– Перед человечеством открываются неслыханные возможности – в науке, в искусстве, в политике9. Каждый сможет донести свое слово до сведения миллионов. В то же время любой человек, – добавил он, – станет гораздо более доступен спецслужбам и не защищен от разного рода злоумышленников, особенно когда возникнут сотни тысяч интернет-сообществ.

– Но это10 ужасно…11 – задумалась я.

Прошло много лет, а я отлично помню этот разговор12. И сегодня, сменив добрый десяток компьютеров, переписываясь – под аккомпанемент клавиатуры – с сотнями корреспондентов13, прогоняя очередной запрос из Гугла14 в Яндекс15 и мысленно благословляя великое изобретение, я так и не могу однозначно ответить себе: Интернет – «прекрасно» это или «ужасно»?

Томас Манн писал: «…Где ты, там и мир – узкий круг, в котором живешь, познаешь и действуешь; остальное – туман…»16

Интернет – во благо или во зло – рассеял туман17, врубив свои беспощадные прожектора, пронизывающие режущим светом до мельчайшей песчинки страны и континенты, а заодно и хрупкую человеческую душу18. И что, кстати, стряслось за последние лет двадцать с этой пресловутой душой, перед которой открылись ослепительные возможности для самовыражения?

Интернет для меня третий перелом в истории человеческой культуры – после появления языка и изобретения книги19. В Древней Греции оратора, выступавшего на площади в Афинах, слышали не более двадцати тысяч человек. Это был звуковой предел общения: география языка – это племя. Потом пришла книга, которая расширила круг общения до географии страны. С изобретением Всемирной сети возник новый этап существования человека в пространстве: география Интернета – земной шар!

(Д. Рубина, 319 слов)


1 Однажды много лет назад я разговорилась… (без запятых, выделяющих обстоятельство времени много лет назад – в зависимости от интонации).

2 Не рекомендуется: …что изобретена некая гениальная штука, благодаря которой все знания человечества станут доступны любому субъекту, Всемирная информационная сеть.

3 всемирная информационная сеть – В данном контексте возможно написание со строчной буквы, так как данная точка зрения была высказана давно, еще до создания того явления, которое впоследствии получило именование Всемирная информационная сеть. Совпадают имя собственное и свободное сочетание. Неизвестно, предрекает (предвидит) ли говорящий появление именного этого явления с таким названием или просто рассуждает о появлении подобного явления, поэтому принимаются оба варианта написания – с прописной и со строчной букв.

4 Прямую речь желательно в данном случае оформить при помощи тире, предпочтительным в диалоге, при обмене репликами. Использование кавычек не является ошибкой.

5 «Это восхитительно, – вежливо отозвалась я, всегда скучнеющая на слове "человечество” и ненавидящая слово "индивидуум”».

6 Допустима постановка тире: ...уже не нужно копаться в архивах, а достаточно набрать определенный код и на экране вашего компьютера появится все, что требуется для работы. Не рекомендуется (но и не считается ошибочной) постановка запятой и тире как единого знака: ...уже не нужно копаться в архивах, а достаточно набрать определенный код, – и на экране вашего компьютера появится все, что требуется для работы.

7 Допустимо без тире: А вот это прекрасно!

8 Не рекомендуется: Он, между тем, продолжал...

9 Допустимо без тире: Перед человечеством открываются неслыханные возможности в науке, в искусстве, в политике.

10 Можно как насильственный принять вариант с тире: Но это – ужасно…

11 Но это ужасно, – задумалась я.

12 Допустимо с тире: Прошло много лет а я отлично помню этот разговор; Прошло много лет, – а я отлично помню этот разговор.

13 И сегодня, сменив добрый десяток компьютеров, переписываясь под аккомпанемент клавиатуры с сотнями корреспондентов...; И сегодня, сменив добрый десяток компьютеров, переписываясь (под аккомпанемент клавиатуры) с сотнями корреспондентов...

14 из Гугла, из GOOGLE’a, Google’a

15 в Яндекс, в YANDEX, в Yandex

16 Где ты, там и мир – узкий круг, в котором живешь, познаешь и действуешь, остальное – туман.

17 Интернет (во благо или во зло) рассеял туман...; Интернет, во благо или во зло, рассеял туман...

18 Допустимо: а заодно – и хрупкую человеческую душу; не рекомендуется, но не запрещено: а заодно и – хрупкую человеческую душу.

19 Интернет для меня третий перелом в истории человеческой культуры после появления языка и изобретения книги.


Часть 2.

Опасности райских кущей.

Интернет для меня третий перелом в истории человеческой культуры – после появления языка и изобретения книги1. В Древней Греции оратора, выступавшего на площади в Афинах, слышали не более двадцати тысяч человек. Это был звуковой предел общения: география языка – это племя. Потом пришла книга, которая расширила круг общения до географии страны.

И вот появилась головокружительная, беспрецедентная2 возможность мгновенного донесения слова до бесчисленного множества людей. Очередная смена пространств: география Интернета – земной шар. И это очередная революция, а революция всегда быстро ломает, только строит она медленно.3

Со временем возникнет новая иерархия человечества, новая гуманная цивилизация4. А пока… пока в Интернете доминирует «оборотная сторона»5 этого грандиозного открытия-прорыва – его разрушительная сила6. Неслучайно7 Всемирная сеть становится орудием в руках террористов, хакеров и фанатиков всех мастей.

Самый наглядный факт современности: Интернет, который немыслимо расширил возможности простого человека для высказывания и действия, лежит в основе нынешнего «восстания масс». Это явление, возникшее еще в первой половине двадцатого века, вызванное вульгаризацией культуры – материальной и духовной, породило и коммунизм, и нацизм8. Сегодня он обращен к «массовому» в любом человеке, питается от него и удовлетворяет его во всех отношениях – от языкового до политического и потребительского9, ибо невероятно приблизил к народу желанные «хлеб и зрелища», включая самые низкие10. Этот наперсник, проповедник и исповедник толп превращает в «шум»11 все, к чему прикасается, чему дает жизнь,12 плодит пошлость, невежество и агрессию, давая им неслыханный, завораживающий выход не просто наружу, а на весь мир. Опаснее всего, что это игривое и очень смышленое «дитя»13 новой цивилизации уничтожает критерии – духовные, нравственные и поведенческие коды существования человеческого общества14. Что поделать, в интернет-пространстве все равны в самом площадном смысле этого слова15. И я думаю: не слишком ли высокую цену мы платим за прекрасную возможность поговорить с далеким другом, прочесть редкую книгу, увидеть гениальную картину и услышать великую оперу? Не чересчур ли рано сделано это грандиозное открытие? Иными словами, доросло ли человечество до самого себя?

(Д. Рубина, 303 слова)


1 Интернет для меня третий перелом в истории человеческой культуры после появления языка и изобретения книги.

2 И вот появилась головокружительная беспрецедентная возможность мгновенного донесения слова до бесчисленного множества людей

3 И это – очередная революция, а революция всегда быстро ломает, только строит она медленно; И это очередная революция, а революция всегда быстро ломает – только строит она медленно; И это очередная революция – а революция всегда быстро ломает, только строит она медленно; И это – очередная революция, а революция всегда быстро ломает, только строит она медленно; И это – очередная революция, а революция всегда быстро ломает – только строит она медленно; И это очередная революция – а революция всегда быстро ломает, только строит она медленно. И это очередная революция, а революция всегда быстро ломает, – только строит она медленно; И это очередная революция, – а революция всегда быстро ломает, только строит она медленно.

4 Со временем возникнет новая иерархия человечества – новая гуманная цивилизация.

5 «оборотная сторона» – постановка кавычек факультативна. При чтении можно предупредить, что у автора они есть.

6 …грандиозного открытия-прорыва, его разрушительная сила.

7 Не случайно

8 Это явление, возникшее еще в первой половине двадцатого века, вызванное вульгаризацией культуры, материальной и духовной, породило и коммунизм, и нацизм; Это явление, возникшее еще в первой половине двадцатого века, вызванное вульгаризацией культуры – материальной и духовной, – породило и коммунизм, и нацизм.

9 …питается от него и удовлетворяет его во всех отношениях, от языкового до политического и потребительского; питается от него и удовлетворяет его во всех отношениях: от языкового до политического и потребительского; не рекомендуется: …питается от него и удовлетворяет его во всех отношениях от языкового до политического и потребительского…

10 …приблизил к народу желанные «хлеб и зрелища» включая самые низкие.

11 «шум» – постановка кавычек факультативна.

12 Этот наперсник, проповедник и исповедник толп превращает в «шум» все, к чему прикасается, чему дает жизнь; плодит пошлость, невежество и агрессию...

13 дитя – без кавычек.

14 это игривое и очень смышленое «дитя» новой цивилизации уничтожает критерии: духовные, нравственные и поведенческие коды существования человеческого общества.

15 Что поделать: в интернет-пространстве все равны в самом площадном смысле этого слова; Что поделать, в интернет-пространстве все равны – в самом площадном смысле этого слова; Что поделать: в интернет-пространстве все равны – в самом площадном смысле этого слова.

Часть 3.

Зло во благо или благо во зло?

Вопросы, относящиеся к могущественному Интернету, вполне можно назвать экзистенциальными, как и вопрос о том, что мы делаем в этом мире.

Нет такого прибора, который мог бы определить явную пользу и столь же явное зло, что приносят нам все великие изобретения, как нет и возможности отделить одно от другого.1

– Я бы не спешил слишком остро критиковать Интернет за все грехи человечества, – возразил мой друг, известный физик, давно живущий в Париже (кстати, мы познакомились с ним через Интернет). – С моей точки зрения, это замечательная вещь хотя бы потому, что талантливые и умные люди получили возможность общаться, объединяясь и тем самым способствуя великим открытиям новейшего времени. Подумайте, например, о полярниках в Антарктиде: разве интернет-коммуникация для них не великое благо?2 А плебс так и останется плебсом, с Интернетом или без3. В свое время монстры покроя Гитлера или Муссолини, при наличии лишь радио и прессы, ухитрялись убийственно воздействовать на массы. Да и книга всегда была весьма сильным орудием: на бумаге можно печатать поэзию Шекспира и прозу Чехова, а можно пособия по терроризму и призывы к погромам – бумага стерпит все, как и Интернет4. Это изобретение само по себе не относится к категориям добра или зла5, так же как6 огонь, динамит, алкоголь, нитраты или ядерная энергия. Все зависит от того, кто им пользуется. Это настолько очевидно, что даже скучно обсуждать. Напишите лучше о том, – добавил профессор, – как трудно в наш век стать взрослым, как целые поколения обречены на вечную и необратимую незрелость…

– То есть все-таки о Всемирной паутине? – упрямо уточнила я. – Как раз там я прочитала на днях: «Лучшее, что дала мне жизнь, – это детство без Интернета».

Так чтó мы, собственно говоря, делаем в этом мире, думаю я, проникая все глубже в его тайны, стараясь докопаться до самого сокровенного родника, чья кристальная сила утолит нашу жажду бессмертия? И существует ли он, этот родник, или каждое следующее поколение, снявшее очередной покров с великой тайны, способно лишь замутить чистые воды бытия, подаренного нам непознаваемым гением Вселенной?

(Д. Рубина, 317 слов)


1 Далее начинается прямая речь, которую можно оформить либо в кавычках, либо при помощи абзацного выделения. Предпочтительным в данном случае является выделение при помощи абзаца и тире, так как далее следует ответная реплика.

2 Подумайте, например, о полярниках в Антарктиде – разве интернет-коммуникация для них не великое благо?

3 А плебс так и останется плебсом – с Интернетом или без; А плебс так и останется плебсом с Интернетом или без.

4 Да и книга всегда была весьма сильным орудием – на бумаге можно печатать поэзию Шекспира и прозу Чехова, а можно пособия по терроризму и призывы к погромам: бумага стерпит все, как и Интернет; Да и книга всегда была весьма сильным орудием: на бумаге можно печатать поэзию Шекспира и прозу Чехова, а можно – пособия по терроризму и призывы к погромам (бумага стерпит все, как и Интернет).

5 …к категориям Добра или Зла…

6 Это изобретение само по себе не относится к категориям добра или зла – так же, как огонь, динамит, алкоголь, нитраты или ядерная энергия; Это изобретение само по себе не относится к категориям добра или зла, так же, как огонь, динамит, алкоголь, нитраты или ядерная энергия.

Категория: Русский язык | Добавил: Batwoman
Просмотров: 473 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Форма входа
Категории раздела
Дата
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0